Семь шагов к хорошему тексту. Советы для тех, кому никак не пишется

Люди делятся на две категории. Тех, кто пишет, и тех кто нет. И вторые спрашивают первых: почему из вас текст льётся как из ведра, а мы с муками выдавливаем из себя каждое предложение?

Сейчас в сети появилось немало курсов и всевозможных марафонов для тех, кто из второй категории хочет перейти в первую. Я тоже хочу внести свою лепту. На курс меня пока не хватает, но уже хватило на семь пунктов, которые помогают мне писать свои тексты на публику. Надеюсь, они помогут и вам, если вы ещё этого не делаете.

1. Бумага всё стерпит. В процессе написания текста нужно выполнять две основные задачи: создавать содержание и придавать ему форму. Навык делать два этих дела сразу приходит не сразу. Прям каламбур получился 🙂 Поэтому имеет смысл делать их последовательно. Сначала заняться содержанием. Для этого подходят все формы спонтанного творчества: заметки в блокноте, аудиозаметки на диктофон, утренние страницы и так далее. Важно не обращать никакого внимания на ошибки, помарки, тавтологии, несоответствия и другие по вашему мнению дефекты. Главное сначала высадить мысли на физический носитель. После этого отшлифовать их будет гораздо проще.

2. В тексте должна быть мысль. Хотя бы одна. В принципе, это правило не обязательно для исполнения. Даже если вы напишете просто рефлексивный текст про ваше состояние, он найдёт своего читателя, любящего именно этот жанр. Однако, если текст тематический, то мысль обязательно должна присутствовать. Но при этом важно не переборщить. Несколько разных мыслей в одном месте ухудшает текст, поэтому полностью этот пункт я бы сформулировал так: один логический блок — одна мысль. Логический блок — это предложение, абзац, раздел или статья, в зависимости от масштаба мысли. Если получается больше, не стесняйтесь разделять, и тогда текст будет легче для восприятия. Два лёгких текста лучше, чем один тяжёлый.

3. Обязательно кому-то понравится. Этот и следующий пункт — ключевые. Чтобы начать писать, нужно осознать их прежде всего. Так вот. Если у вашего текста есть просмотры, то он обязательно кому-то понравится. Помните это и опирайтесь на эту мысль, как на дружеское плечо. Непременно найдётся кто-то, кому ваша точка зрения покажется близкой. Или полезной. Или он найдёт там ассоциацию со своей жизнью. Или какой-то речевой оборот, погружающий его в собственные воспоминания. Если текст совсем не получает положительных откликов, то его просто недостаточно смотрят. Просмотры нужно как-то обеспечить, это да.

4. Обязательно кому-то не понравится. Это тоже будет, даже не сомневайтесь. Чем раньше вы примете эту правду, тем скорее начнёте писать. Даже самые хорошие, выверенные и в большой степени объективные тексты собирают негативные отзывы. Потому что обязательно найдётся кто-то с радикально отличной от вас точкой зрения. Или кто-то, кто увидит в вашем тексте что-то обидное для себя, ранящее или дискриминирующее по какому-то признаку. Предотвратить это невозможно. И не забывайте про троллей. Этим вообще всё равно, что обгаживать, они получают удовольствие от самого процесса. Если критика конструктивна, то принимайте её как материал для развития, а оголтелый троллинг пропускайте мимо ушей. Если на него не реагировать, он сам собой будет угасать.

5. Абзац — не роскошь. А забота о читателе. Вы сами можете это легко проверить. Просто найдите на просторах интернета один текст, разбитый на абзацы, и другой, написанный сплошняком. Чтобы прочитать второй, понадобится значительно больше усилий, чем первый. А утомлять читателя ведь не входит в ваши планы, верно? Поэтому лучше дробить текст на абзацы, а если он длинный — то и на разделы со своими заголовками.

6. Текст — как птица. Написал — отпусти. Любой творческий продукт можно улучшать до бесконечности. Но в этом довольно мало смысла, если только вы не пишете конкурсное произведение. Не давайте тексту захватить вас в заложники. Не бывает идеального текста. Как бы вы его не отгладили, он всё равно кому-то понравится, а кому-то нет. Если вы правите статью из трёхсот слов уже третий день, это знак, что пора отправить его в самостоятельную жизнь, и приняться за другой. На этот текст я потратил около двух часов. Он, безусловно, далёк от идеального, но в нём есть всё, что мне нужно.

7. Но прежде чем отпустить, проверь на ошибки. Есть читатели, которым всё равно, но в большинстве случаев текст без ошибок выглядит лучше, чем с ними. Поэтому перед публикацией стоит потратить немного времени на избавление от ошибок. Это не сложно, спеллчекеры доступны как никогда раньше, так что проверить текст хотя бы на орфографию не составит большого труда. А читатели будут вам благодарны, и будут больше вас поддерживать.

К другим статьям | На консультацию психолога

Facebooktwitterlinkedinmail

Comments

comments

Posted in Блог, Клиентам, Коллегам, Почитать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *