Стэнфордский зефирный тест (Marshmallow test) давно стал классикой экспериментальных исследований в психологии. Связь между навыками самоконтроля маленьких детей и их последующим уровнем образования и профессиональными достижениями, которую демонстрировал эксперимент, считалась незыблемой.
Однако в 2018 году учёные из Нью-Йоркского университета засомневались в результатах давнего исследования. Учёные увидели проблему в выборке эксперимента, куда входило всего 90 детей, многие из которых посещали детский сад при Стэнфордском университете, то есть были из одной социальной группы. Повторив опыт на большей выборке из 900 детей из разных слоёв населения, они пришли к выводу, что навык откладывать удовольствие на потом зависит от материального положения семьи – чем больше уровень дохода, тем спокойней ребёнок мог подождать. Согласно этим выводам, новая гипотеза учёных звучала так: уровень образования и профессиональный успех человека зависит от начальных условий, в которых проходит его детство – от уровня достатка семьи и уверенности в завтрашнем дне, а не от волевых качеств ребёнка.
А ещё год спустя стало ещё интересней – вышла публикация, которая подвергает критике уже исследование 2018 года и поддерживает результаты исходного эксперимента. Группа учёных из Мюнхенского и Боннского университетов тщательно проанализировала результаты повторного эксперимента, нашла там методологические недостатки в проведении эксперимента и интерпретации результатов, и заключила, что результаты повторного исследования фактически повторяют выводы первоначального, то есть наличие сильной корреляции между способностью откладывать удовольствие в детстве и последующим жизненным успехом.
Дело за малым – подождать 25-30 лет, пока дети из выборки повторного эксперимента вырастут и сделают свои карьеры. Тогда будет видно, кто из учёных был прав.
Несмотря на результаты, важно заметить, что процесс обсуждения зефирного теста является хорошим образцом научного поиска, который становится возможен только при наличии подробных данных эксперимента, и подчёркивает важность сохранения всех, даже второстепенных и промежуточных показателей в процессе исследования.
К другим статьям | На консультацию психолога