Что может быть интересней хорошей личной истории?
Я знаю много историй, о которых не расскажу, потому что они клиентские и конфиденциальные. Остаётся делиться либо своими историями, либо историями из открытых источников. Одну потрясающую историю я недавно узнал из книги Сэма Кина «Дуэль нейрохирургов. Как открывали тайны мозга, и почему смерть одного короля смогла перевернуть науку».
Она про человека по имени Джеймс Холман. В начале 19 века Холман служил в Королевском военно-морском флоте Британии, когда он заболел неизвестной болезнью. Болезнь отравляла его службу болями в суставах и мигренью. В возрасте 25 лет он вынужден был уйти в отставку с пожизненной пенсией. Однако оседлая жизнь оказалось невыносимой для него, а здоровье начало ухудшаться, и Холман решил отправиться в странствия, в которых он провёл до конца своих дней.
Среди прочих мест он побывал и в России, решив пересечь Сибирь с Запада на Восток. Он добрался до Иркутска, однако по дороге был задержан по подозрению в шпионаже, так как никто не верил, что по Сибири можно путешествовать ради развлечения.
В своих следующих путешествиях он побывал в Азии, Африке, Австралии, Америке, Испании, Португалии, Молдавии, Черногории, Сирии и Турции. В перерывах между путешествиями он писал путевые заметки и издавал их. Он также проделал обширную научную работу о распространении семян растений, и был избран в члены Королевского общества по развитию знаний о природе . На его труды даже ссылался сам Дарвин.
В общей сложности Холман преодолел 400 тысяч километров. Немало, но, что казалось бы, в этом выдающегося? Мало ли до Холмана было великих путешественников? Однако, есть одна деталь, которая делает эту историю необычайной. Дело в том, что Джеймс Холман был… слепым.
Болезнь, из-за которой Холмал испытывал боли в суставах, лишила его и зрения. Однако, вскоре бывший моряк обнаружил, что от активной деятельности ему становится лучше, и тогда решил путешествовать.
Для общественности того времени слепой путешественник был фигурой немыслимой. Слепые считались беспомощными и социально не приспособленными людьми. Многие не верили, что Холман выезжал за пределы Англии. Другие изводили Холмана вопросами: какой смысл в путешествиях, если ничего не видишь? Но, лишённый зрения, Холман в совершенстве овладел другими чувствами. В своих сочинениях он описывал тонкие оттенки запахов, вкусов и ощущений, которые ему встречались в далёких странах.
Конечно, для путешествия по миру, которого Холман не мог видеть, ему приходилось специально приспосабливаться. Вместо неразличимых на ощупь купюр он использовал только монеты. У него были специальные часы, а для заметок он пользовался бесчернильной машинкой для записей — ноктографом. Ноктограф был придуман для ночных записей. Он представлял собой дощечку с натянутыми проволочками, чтобы направлять движение строки по копировальной бумаге.
Более всего впечатляет то, каким образом Холман ориентировался в пространстве. Он, как и все слепые, пользовался тростью, но при этом не ощупывал ею окружающие предметы, а стучал по дороге металлическим наконечником и прислушивался. Звуки, отражённые от различных предметов, достигал его ушей через короткие, но всё же разные промежутки времени. Холман научился определять эту разницу и после долгих тренировок мог по звуку различать особенности формы, размера и даже шероховатости окружающих предметов. Фактически, Джеймс Холман освоил эхолокацию, которую применяют для ориентации в пространстве ночные животные, такие как летучие мыши.
Случай Джеймса Холмана, кроме того, что это красивая история, свидетельствует о возможностях, которые даёт пластичность человеческого мозга, позволяющая при необходимости развить некоторые его функции до небывалой степени.
К другим статьям | На консультацию психолога